МБДОУ №90 «Сказка» г.Симферополя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №90 «Сказка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
МБДОУ №90 «Сказка» г.Симферополя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №90 «Сказка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Лукьянова В.М.,
воспитатель группы "Аленький цветочек"
Ребёнок познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, развивает любознательность. А любознательность, как известно - характерная черта гениальной личности. Вряд ли можно встретить гиганта мысли, не являющегося любознательным человеком.
Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте закладывается и формируется любовь к знаниям и исследованиям, а все это – хорошая основа для успешного обучения в школе.
Одним из способов практического взаимодействия с окружающей средой являются опыты. Опыты – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, устанавливать связи между живой и неживой природой. Учить делать умозаключения, развивать доказательную речь.
Опыт 1. «Зелёные и жёлтые листья».
Поместить лист между бумагой, прокатать скалкой, проследить отпечатки на бумаге.
Вывод: в зелёных листьях есть вещество - хлорофилл, которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой, в жёлтых листьях его нет, значит, лист неживой, опавший, дерево его сбросило.
Опыт 2. "Большие и маленькие листья клена."
Рассмотреть два клёна: большое дерево, выросшее на открытом пространстве, где много солнечного света и влаги, небольшое дерево, выросшее в тени другого дерева. Сравнить опавшие листья по размеру, определить с какого они дерева. С какой скоростью падают на землю.
Вывод: крупные листья растут на большом дереве и опадают позже, мелкие – на дереве в тени и опадают быстрее, так как дереву не хватает тепла, влаги, солнца держат листья на себе. Крупные листья падают медленнее, дольше кружатся, а мелкие – быстрее.
Опыт 3. «Холодный воздух».
Определение температуры воздуха осенью с помощью воды. Смочить руку в воде, поднять, подержать. Определить направление ветра, температуру воздуха.
Вывод: летом, после купания в воде нам не было холодно, потому что было жарко, солнышко сильно пригревало, воздух был тёплым. Осенью, мокрой руке стало холодно, потому что воздух холодный, так как солнце уже не греет так сильно. Холодней руке с той стороны, с которой дует ветер. Так мы можем определить не только температуру воздуха, но и направление ветра.